Вчера Вера Звонарева в полуфинале уступила бельгийской теннисистке Ким Клийстерс (3:6, 3:6), которая завтра в борьбе за главный приз встретится с китаянкой На Ли.

ПОБЕДА В ПИАРНОМ РАЗРЯДЕ
Не без кокетства спешу заявить, что прогноз, который ваш покорный слуга имел наглость составить на первый в году турнир «Большого шлема» (см. «Советский спорт» от 15 января. – Прим. ред.), пока полностью оправдывается. Как и предполагалось, Михаил Южный и Вера Звонарева дольше всех из наших продержались в одиночных сетках. Правда, Надаль чуток подкузьмил, но от травм не застрахована даже первая ракетка мира. Точнее, застрахована, и, думается, на немаленькую сумму, но вот предвидеть даже ее травмы способен на сегодняшний день только Господь Бог.
Самая сладкая часть прогноза сбылась вчера. С уверенным заявлением, что датчанка Каролин Возняцки так и не выиграет в Мельбруне первый в карьере мэйджор, я не опозорился. И весьма этому рад, ибо поведение 20-летней болтушки в Австралии было крайне далеким от моих теннисных идеалов. Слишком рьяно она начала извлекать максимальную пользу от своего ранга первой ракетки мира, в котором находится всего 16 недель. Чует, видно, что ненадолго вся эта радость, вот и кует железо, пока горячо.
Началось с того, что датская полька даже лишила себя нормального Нового года – отправилась на заработки в Таиланд, где играла выставочный матч с Клийстерс. Чес продолжился в Гонконге – на коммерческом командном турнире. Немудрено, что первую в году официальную встречу в Сиднее Возняцки проиграла. Но это ее ничему не научило. Поэтому в Мельбурне она продолжила ковать свой образ, пытаясь на ровном месте привлечь как можно больше внимания к своей персоне.
Сперва Каро облачилась в крикетную форму, посетив тренировку местной команды. Но этого ей показалось мало. Уже на следующий день она начала устраивать на каждой своей пресс-конференции перформансы.
– Вы тут, ребята, как-то пожаловались, что мои пресс-конференции невыносимо скучны, – обратилась Возняцки к моим иностранным коллегам. – А знаете почему? Да потому, что вопросы у вас скучные и однотипные. Спорим, я заранее знаю, о чем вы меня сегодня спросите? Поэтому давайте-ка сразу начнем с моих ответов.
Далее датчанка действительно минут на 10 задвинула речугу, в которой совместила ответы на самые распространенные послематчевые вопросы. В следующий раз Каролин на вопрос о возникновении пластыря на ноге рассказала лихую историю о встрече с кенгуру, который напал на нее и оцарапал. Не успела сенсация обойти все новостные выпуски мира, как креативная блондинка собрала повторную пресс-конференцию.
– Вот уж я не думала, что вы примете байку про кенгуру за чистую монету! – потешалась над журналистами Возняцки. – Я позвала вас сюда, чтобы извиниться и объяснить, что, естественно, никакой зверь меня не царапал.
Не кажется ли вам, что заниматься таким дешевым самопиаром – это уже чересчур? Датчанке так не показалось: после следующего матча она притаранила на свою встречу с репортерами... надувного кенгуру! При этом сама пришла в боксерских перчатках. Дескать, не дам себя в обиду местному зверюге.
В общем, когда вчера, уйдя с матчбола, На Ли сравняла счет по сетам, а потом и выиграла встречу – я был вне себя от радости. К тому же китаянка оказалась интересна сама по себе. Ей, необычайно открытой, как оказалось, девушке, не надо придумывать некие специальные акции. После победы она, чуть тушуясь, прямо на корте в микрофон рассказала зрителям о том, что подготовка к полуфиналу была сорвана: муж всю ночь адски храпел, она почти не спала. Этим славным заявлением она безо всякой натуги сорвала гроздь аплодисментов 15-тысячной арены и завоевала неподдельные симпатии болельщиков.
Возняцки же после проигрыша как-то сразу вернулась к «скучному» варианту проведения пресс-конференций. Ее, казалось бы, навечно прилепленная к лицу улыбка куда-то улетучилась. Глаза выглядели заплаканными. «Ну вот, – успокоился я, – хоть на человека стала похожа». Но тут я вдруг заметил, как из-под левого рукава ее спортивного костюма с показной небрежностью выглядывают спонсорские часики. Нет, похоже, она не исправима.
ЗВОНАРЕВА: КИМ ВЫИГРАЛА ПО ДЕЛУ
Какая жалость, что Вера Звонарева волею жребия оказалась в другой половине сетки! А то играла бы вчера с На Ли или Возняцки и, уверен, горя бы не знала. Но ее в полуфинале, увы, ждала встреча с Клийстерс, путь которой по сетке также легко был предсказан на страницах «Советского спорта» до начала турнира. Впрочем, совсем не надо быть Нострадамусом, чтобы определить в соперницу Вере теннисистку, показывающую на сегодняшний день самую лучшую игру в мире. Невзирая на ее досадный проигрыш На Ли в сиднейском финале. Вот и говори, кстати, после этого, что результаты подготовительных турниров ничего не означают!
В общем, Звонаревой вчера можно было только посочувствовать. Даже несмотря на имеющийся у нее трехкратный победный опыт в противостояниях с Ким. А может, как раз тот факт, что именно Вера выиграла их последнюю встречу в Дохе, должен был навевать дополнительный пессимизм. Ведь россиянка сама признавалась: «У нас с Клийстерс знаете как? Сперва она меня «причешет», да так, что я потом постоянно думаю, как ей отомстить. А потом я ее обыграю и, наверное, уже она ходит до следующего матча и придумывает, как меня «сделать».
Впрочем, так или иначе, вспоминая их встречу в нью-йоркском финале, свидетелем которого я был в прошлом году, от вчерашнего поединка осталось много позитива. На US Open Веру как ветром с корта сдуло (2:6, 1:6). Она абсолютно ничего не могла противопоставить бушующей бельгийке. От этого злилась, посылала куда подальше сидящего на трибуне тренера, метала гром и молнии в подтрибунном помещении и плакала, плакала, плакала.
Вчера же на корт Звонарева вступила предельно мобилизованной, с твердым и точным планом на игру, от которого не отступила ни на йоту. Ее проигрыш в этом полуфинале обусловлен исключительно мастерством соперницы, но не своими невынужденными ошибками. Что, собственно, после игры Вера с удовлетворением мне и подтвердила. Причем – отмечу особо! – глаза у нее на этот раз были совершенно сухими.
– Ким играла великолепно и победила абсолютно по делу, – призналась первая ракетка России. – Я вроде бы и знала, что делать, но немного не успевала за ее темпом. Хотя шансы, пусть и маленькие, у меня были. Например, сделать счет 4:4 в первом сете, но я этим не воспользовалась. Ким часто заставляла меня рисковать, от этого пошли ошибки. Когда пошли ошибки, я старалась где-то сыграть пассивнее. А играешь пассивнее – значит, на сто процентов напорешься на ее разящую атаку.
– Теперь-то готовы ответить на вопрос, с которым затруднились накануне: где вам с Ким играть проще? На Уимблдоне, где вы ее в прошлом году обыграли, на US Open, где уступили ей в финале, или здесь? Хотя ответ теперь вроде как сам собой напрашивается...
– Вот именно! Здесь все-таки покрытие медленнее. Ким успевает за счет этого практически под любой мяч подстроиться так, как надо. А мощи у меня недостаточно, чтобы ей силой доставить неудобство. На Уимблдоне же она даже со своей блестящей работой ног не всегда успевает забегать, куда надо. Кроме прочего, от травы мяч отскакивает низко, а значит, у нее отсутствует возможность все время атаковать.
– Каков главный урок, извлеченный вами из этого турнира?
– У меня впервые получилось грамотно готовиться к каждому матчу. Прежде всего физически. Я не была перетренированной, уставшей. Даже сейчас, после полуфинала, чувствую себя вполне свежо. В дальнейшем обязательно буду использовать этот опыт.
– То есть и в парном разряде продолжите выступать?
– На «Большом шлеме»? Думаю, нет. Надо беречь силы, если собираешься доходить до финальных стадий.
– А вы где прежде всего собираетесь до них доходить? Какой турнир «Большого шлема» вам будет выиграть проще?
– Просто на «Большом шлеме» не бывает.
– Но результаты свидетельствуют, что на «Ролан Гарросе» у вас пока худшие показатели.
– Это скорее стечение обстоятельств. Ведь в принципе грунт – мое любимое, родное, можно сказать, покрытие. Но вот только в последние годы мне не удалось на нем провести ни одного нормального сезона из-за травм. Кстати, в этом году даже в Чарльстон специально не поеду, чтобы провести более тщательную подготовку к грунтовым турнирам.
– А сейчас куда направите стопы?
– Буду играть турнир в Паттайе, дальше по плану – Дубай и Доха.
– Стал ли для вас сюрпризом невызов на московский четвертьфинал Кубка Федерации?
– Ни в коем случае! Все было заранее согласовано с нашим капитаном и президентом Федерации тенниса России Шамилем Тарпищевым. Мы посчитали, что мой турнирный график после Австралии не позволит сыграть против Франции. Но я надеюсь, что девчонки справятся без меня, состав подобрался сильный. Ну а дальше я, естественно, уже готова буду выступать за сборную, если ей потребуются мои услуги.
«ПОБЕДА ЛИ НЕ УДИВИЛА»
– В Мельбурне на ваши пресс-конференции ходило очень мало народу – как-то несолидно для второй ракетки мира. Почему, как думаете?
– Не знаю. Может, мало быть второй ракеткой – надо выигрывать еще и турниры «Большого шлема»?
– А может, надо какую-то бурную деятельность вокруг себя развить? Открыть собственную линию одежды, например. Или, хотите, кенгуру вам надувного подарю, будете с ним на встречи с прессой ходить?
– Нет, я не такого сорта человек, это не мое. Я лучше буду доказывать все своей игрой на корте.
– Лучший друг надувных кенгуру Возняцки уступила На Ли дорогу в финал. Удивлены?
– Нет, китаянка очень здорово начала сезон, дошла до финала в Сиднее. Поэтому от нее и здесь вполне можно было ждать хорошего результата.
– Насколько хорошего? Способна ли она одолеть Ким в финале?
– Прогнозов не даю.
«ИГРА С КАФЕЛЬНИКОВЫМ ПОШЛА НА ПОЛЬЗУ»
– Учитывая вышесказанное, предсезонную подготовку в этом году можно назвать идеальной?
– Пожалуй. Даже показательный командный турнир в Гонконге пошел на пользу, считаю. Во-первых, принес позитивные эмоции, поскольку мы победили. Во-вторых, был хороший спарринг, чувствовалось, что девушки там играли всерьез.
– В творческом плане что-то дает выступление в одной команде с таким спортсменом, как Кафельников?
– Еще бы! Для начала это очень почетно – стоять на одном корте с тем, кому когда-то подавал мячи. Ну и потом, несмотря на то, что ветераны, может, и не в идеальной физической форме, но все равно остается только любоваться, как они видят площадку. Насколько у них филигранная техника, которая с годами никуда не ушла. Эти вещи, конечно, стараешься перенять.
– Насколько у вас сейчас решены проблемы со здоровьем, которое в свое время так подпортило вам карьеру?
– В конце прошлого года беспокоила спина. Но я съездила к своим врачам в Амстердам, тем самым, которые успешно оперировали мне ноги, и они «починили» спину. Теперь, тьфу-тьфу, ничего не болит.
– Это там вы, говорят, отоварились зелененькой толстовкой с надписью «Любовь и надежда»?
– Да.
– Этот лозунг значит для вас что-то особенное?
– Мне он сразу очень понравился. Можно сказать, таков сейчас мой девиз.
«МЕЧТАЮ СОЗДАТЬ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»
– Видели, что ваш молодой тренер Сергей Демехин стал героем местной прессы?
– Это когда журналисты раскопали тот факт, что он снимается в рекламе в качестве модели? Да, мы с ним посмеялись.
– Как вы относитесь к этому виду его деятельности?
– Нормально. Но сейчас у него другой приоритет – моя игра. И ни на что другое времени не остается.
– Вы даже в межсезонье вместе осуществляли некоторые проекты.
– Да, ездили к нему на родину в Курск. Я провела мастер-класс. Условия для занятий там, правда, мягко говоря, неподобающие. Однако радует, что дети в глубинке тянутся к теннису. Из Курской и сопредельных областей ко мне на тренировку приехало порядка 50 ребят. Подготовка у них, конечно, самая разная. Но надеюсь, что я своим визитом как-то подтолкнула местные власти к тому, чтобы они стали уделять теннису большее внимание.
– Нет у вас идеи создать в России свою теннисную школу?
– В принципе я была бы не против. Но подобные проекты уже есть. И в Ханты-Мансийске функционирует новый теннисный центр, и в Казани. А вот чего реально не хватает, так это некоего восстановительного центра для всех спортсменов. Намучившись в свое время с собственной реабилитацией, должна сказать, что уровень подобных медицинских услуг за границей и у нас просто не сопоставим. И вот исправлением этого упущения я реально хотела бы заняться.
– Проектов у вас много, а ведь есть еще и учеба в Дипломатической академии. Догадываюсь, что, пока вы «прохлаждались» на австралийских кортах, ваш третий курс вовсю сдавал зимнюю сессию...
– Так и есть. К двум экзаменам я здесь даже успела подготовиться, но требовать с себя большего сейчас не могу. Все-таки выступать на таком высоком уровне и качественно учиться невероятно сложно. Хотя надеюсь, что скоро я нагоню сокурсников, тоже закрою сессию и начну потихоньку думать о дипломе.
– Тема известна?
– Вчерне я ее сформулировала так: «Повышение конкурентоспособности России на внешних рынках».
– Уверен, это ваша тема – ведь на сегодняшний день именно вы являетесь главным показателем конкурентоспособности России на внешних теннисных рынках! Так держать, Вера!
– Спасибо, постараюсь.
Газета "Советский Спорт", 28 января 2011, №11(18322) Зильберт А.