Продолжение материалов первого номера журнала за 2010 год.МАТЕРИАЛЫ

ЕВГЕНИЙ КАФЕЛЬНИКОВ: Я СНОВА В ТЕННИСНОМ МИРЕ Обладатель двух титулов турниров «Большого шлема», чемпион Олимпиады в Сиднее, экс-первая ракетка мира опять на корте. Нет, Евгений Кафельников в профессиональный теннис не вернулся, зато принимает участие в показательных и благотворительных матчах, в состязаниях «профессионал плюс любитель», в ветеранских турнирах, в том числе в знаменитом «Туре чемпионов» — серии международных соревнований, в которых играют бывшие лидеры ATP. И главное — Евгений работает в теннисе. Он — авторитетный телекомментатор и ведет блог в интернете, где делится своими размышлениями о современном теннисе. А если говорить о спорте в целом, то сейчас он входит в состав общественного комитета по подготовке Олимпиады в его родном Сочи. С вопроса о «Туре чемпионов» началась наша беседа с Кафельниковым.
Евгений, что побудило вас вернуться на корт, пусть и в несколько ином качестве?
-В один прекрасный момент я понял, что появились проблемы со здоровьем и с этим нужно что-то делать. Когда был действующим спортсменом, знал, что необходимо для того, чтобы привести себя в порядок. И вспомнил прежнюю практику. Сейчас чувствую себя более менее хорошо. Процесс, так сказать, еще не закончен, стараюсь что-то улучшить.
«Тур чемпионов» — интересная серия? Напоминает тот теннисный мир, в котором вы жили раньше?
-Жесткой конкуренции здесь нет. Мы не следим специально, у кого подача сильнее, работа ног лучше. Но все же момент соперничества присутствует. Никто не хочет проигрывать 1/6, 1/6 тому сопернику, которому за свою спортивную карьеру ни разу не уступал. Жажда победы — природный инстинкт спортсмена. Конечно, в «Туре чемпионов» мы получаем определенные бонусы, призовые гонорары. Но популяризация тенниса в форме праздничного шоу привлекательна и сама по себе. Матчи собирают огромное количество зрителей. «Тур чемпионов» — довольно раскрученный бренд.
Легендарные спортсмены прошлого, такие, например, как Мансур Бахрами, сойдя с профессиональной сцены, делают для популяризации тенниса не меньше, чем действующие «звезды».
-Согласен с вами. Бахрами — очень заметная личность в ветеранском Туре. Его регулярно приглашают на все мероприятия. И он эту свою работу — популяризацию тенниса — выполняет великолепно, на все сто.
Говорят, профессиональный спортсмен, закончив карьеру, скучает по публике, по заполненным трибунам — как артист, которого отлучили от экрана или сцены. Правда ли это?
-Не совсем. Во всяком случае, у меня это проявлялось не так сильно. И я не собирался никому доказывать, что лучше всех. Однако и сейчас, к примеру, выступая на выставочных благотворительных матчах в Москве или Киеве, стараюсь показать все, на что способен. Другое дело, что скорости уже не те. Но это, наверно, не так уж и важно. Мне до сих пор было бы приятно наблюдать игру своих кумиров в баскетболе или футболе, появись они сегодня в зале или на стадионе.
Хотелось бы услышать ваше мнение о современном теннисе. Вы как-то предположили, что бельгийка Жюстин Энен уходила из тенниса из-за того, что принимала допинг и боялась быть уличенной в этом. А теперь она вернулась в Тур и дошла до финала Открытого чемпионата Австралии.
-Я размышлял логически. И не находил другой более веской причины в ее действиях. Быть на пике карьеры, завоевать титул первой ракеткой мира — и вдруг ни с того, ни с сего заявить: мне теннис надоел? Верится с трудом. А ведь успех в теннисе — это еще и обеспеченная жизнь, и разные блага. Конечно, деньги — не все в жизни, но немаловажный стимул, согласитесь. Так что других объяснений тогдашнему решению Жюстин у меня не было. К тому же недавние откровения Андре Агасси по поводу употребления наркотических средств как бы дополнили картину. Не исключено, что и Sony Ericsson WTA Tour покрывала своих лучших теннисисток в подобных нарушениях, чтобы не создавать прецедент. Впрочем, это — мое личное мнение, я могу ошибаться.
Больше никто об этом не говорил.
-Может, смелости не хватает, хотя косвенно признают многие.
Вы упомянули об Андре Агасси. Опять-таки, вы, кажется, единственный или один из немногих, кто высказался в его защиту после того, как Агасси в своей книге выступил с сенсационными признаниями. Вы сами верите в его слова? Или, может, это просто пиар-ход, чтобы раскрутить книгу?
-Я вполне допускаю, что так оно и было. Андре — специфическая личность. Были моменты в его жизни, когда он делал какие-то опрометчивые шаги. Мы не имеем права его осуждать. Это его жизнь. Так было.
У вас уже довольно большая дочь. Знает ли она о ваших спортивных достижениях, слышала ли про Олимпиаду?
-Сейчас она об этом уже знает. Но, думаю, не осознает всю ценность того, что я проделал за свою карьеру. Знаете, она ездила со мной на ветеранские турниры, и к ней было приковано повышенное внимание. Она понимает, что она — дочь вполне состоятельного папы, который в своем деле добился каких-то вершин. Но, думаю, с возрастом она осознает это более глубоко и будет мною гордиться. Я надеюсь.
Вы, Евгений, конечно, от природы талантливый человек. Но и вам в свое время приходилось преодолевать, в чем-то перебарывать самого себя. Вы и сами признавались когда-то: что-то вроде этого: «Я же сочинский парень. Хотелось отдохнуть, на солнышке полежать». Вы от тренера чуть ли не выпрыгивали в окно. Может быть, многие любили и любят вас за то, что вы становились лучше вопреки собственному характеру.
-Безусловно, если ты не ставишь перед собой какие-то цели, то ничего не добьешься. Мне повезло, рядом был человек, который реально хотел, чтобы я стал лучшим.
Вам часто задают вопросы о вашем благосостоянии и вы, как правило, отвечаете, что вы обеспеченный человек. Но счастливы ли вы? Есть ли что-то такое в жизни, чего вы еще не достигли?
-Счастье каждого человека индивидуально, у каждого оно — свое. Я считаю себя счастливым человеком. Может быть, чего-то мне не хватает. Чего? Пока не могу сказать, не знаю.
Традиционный вопрос: какие свои победы особо цените? В Париже? В Мельбурне? На Олимпиаде?
-Мне дороги все. Начиная с первого титула в Аделаиде в 1994 году и заканчивая последним — в Ташкенте в 2002-м.
Есть ли для вас какие-то авторитеты, примеры, на которые хочется ориентироваться?
-В свое время были, конечно. Сейчас, скорее, хочется быть личностью, не походить ни на какие авторитеты.
Анастасия Грищенко, Александр Ерастов
ТАРИК БЕНАБИЛЬ: ТРЕНЕР И КОНСЬЕРЖ — ПРОФЕССИИ РАЗНЫЕ В теннисную историю француз Тарик Бенабиль войдет как тренер, открывший Энди Роддика, на сегодняшний день последнего из американцев, выигравших турнир «Большого шлема». «Подожди со школой до весны», — сказал Тарик своему ученику, когда 17-летний Энди Роддик собрался было поступать в колледж. И тренер оказался прав: спустя четыре месяца американец возглавил список сильнейших юниоров мира, через год стоял на 14 строчке мирового рейтинга среди взрослых, а к концу 2003 года выиграл чемпионат США.
-Лучший результат самого Тарика Бенабиля — 22-е место мирового рейтинга и выступление на Кубке Дэвиса за сборную Франции. В 1992 году в 27 лет он закончил профессиональную карьеру и в отличие от многих коллег практически сразу нашел себя в тренерской работе. Смена местожительства — из Парижа он перебрался в Бока Ратон — тоже пошла ему на пользу. Увидя Тарика на одном из европейских турниров я не упустила случая поговорить с ним.
Как молодой французский тренер мог заполучить себе такого «звездного» американского ученика?
-К моменту нашего знакомства Роддик не был «звездой». Раньше, чем с Энди, я познакомился с его мамой. Она приехала с ним на юниорский чемпионат США в Каламазу, я тоже привез туда одного из своих учеников. В то время Бланш как раз искала тренера для Энди и я предложил свои услуги.
Как француз оказался в США?
-Все очень просто — 18 лет назад было больше шансов найти работу. Конечно, сейчас во Франции ситуация совсем другая.
Не думаете возвращаться?
-Вряд ли. Дело в том, что я всегда хотел жить рядом с морем в жарком климате, потому что люблю подводную рыбалку.
С чего вы начали работу с 17-летним Роддиком?
-С того, что я его протестировал на корте и вне его, проверил функциональное состояние. Пробные теннисные тренировки показали, что парень рвется в бой, но у него нет никакого представления о тактике. Его физическая форма никуда не годилась, а техника хромала.
Козыри, на которые можно было опереться?
-Трудно найти другого парня, который оказался настолько, если так можно сказать, соревновательным от природы, как Роддик. Я таких просто не встречал. В руки мне попал оказался бриллиант, требовавший шлифовки.
В чем заключалась работа над техникой с 17-летним юниором?
-В основном она касалось работы ног и баланса. Во время удара Энди терял баланс. Но парень имел сильное сердце и крепкую голову, а это главные составляющие чемпиона.
Что труднее всего натренировать?
-Отвечу так: даже «голову» можно исправить, зависит от конкретного случая. Бывает, что в матчах игрока зажимает, тогда надо просто научить его снимать ненужное напряжение, например, через растяжку. Профессионалы должны учиться контролировать свое тело, разум, дыхание, энергию.
Когда Роддик только появился в Туре, он выглядел гиперактивным...
-Да, и это была его положительная сторона. Те, кто с ним работал после меня, сделали большую ошибку, пытаясь его «успокоить». В юности его называли «динамитом», вот и надо было сохранить его таким. Энди лучше играет, когда он на взводе, а не когда спокоен.
Роддик об этом знает?
-Я об этом с ним никогда не говорил. Но для меня ясно одно: надо всегда уважать индивидуальность. Энди был как бульдозер. Он играет не на «чувстве мяча», как Федерер или Сампрас, его стиль совсем другой. То, что его пытаются переделать — большая ошибка, мне кажется, ему надо идти по пути увеличения агрессивности игры.
Многие пытались усмирить Марата Сафина...
-Марат — артист. Он красив, в нем есть мощь, он прекрасный теннисист, выигрывал турниры «Большого шлема», становился первой ракеткой мира...
Многие считают что на пенсию ему было рановато…
-Придет время, и он сам разберется, что к чему, поймет, где его применение.
Большие чемпионы — непростые личности. С ними и работать нелегко?
-Здесь очень важен контакт между тренером и учеником, способность общаться, находить общий язык. Если есть такое полное взаимопонимание, то тренер может приложить свой талант, знания и опыт, а ученик в свою очередь, — использовать свои возможности. Так, вместе они будут двигаться вперед. Но если контакта нет, тогда даже лучший тренер мира не поможет.
Каким вам видится сегодняшний теннис?
-Скажу откровенно, я думаю, что уровень тенниса упал. Частично причина в том, что игроки слишком много играют, особенно в юниорском возрасте. Постоянно участвуя в турнирах, они не оставляют себе времени, чтобы хорошенько понять игру, научиться вариативности... Сейчас все ограничивается одним ударом слева или одним ударом справа, одной мощной подачей. Получается: бей сильнее, беги быстрей. К тому же считаю, что сегодняшнее поколение теннисистов ментально слабее своих предшественников.
Почему?
-Изменились условия жизни. Раньше игроки первой двадцатки еле сводили концы с концами, а если парень стоял даже в первой полусотне, то надо было искать приработок. Сейчас финансовая ситуация намного улучшилась, но конкурентность в Туре упала. Это проблема не тенниса, а общества. Взгляните на Австралию, жизнь там прекрасна, а у них давно нет чемпионов. В Америке — та же картина.
Зато во Франции теннис идет в гору!
-Во Франции существует отличная школа тенниса, под которую подогнана система отбора и поощрения таланта. Если у тебя есть потенциал, но в семье нет денег, федерация тебе поможет.
Изменения в женском теннисе, которые вы отметили бы?
-Девочки теперь большие и сильные. Канепи, сестры Уильямс, Кузнецова. Мощнее бьют по мячу.
Вы кого-нибудь выделите?
-Кузнецову. Одна из самых совершенных теннисисток, которая может все — сыграть с лета, остаться на задней линии, подать, добежать и пробить... Каждый раз, как вижу ее на Уимблдоне, говорю: «Ты его выиграешь!»
Таких разносторонних теннисистов, как она или Энен, к сожалению, мало...
-Проблема в том, что уже в юниорском возрасте они начинают бороться за очки, играют каждую неделю турниры, как сумасшедшие, идет настоящая чемпионская гонка. А на самом деле они должны бросить все силы на учебу, чтобы не бояться выйти к сетке и проиграть очко, или попробовать использовать резаный удар. Ничего, что поначалу будут ошибаться. Нужно больше пробовать и не думать о счете в этом возрасте. Сыграй глубоким резаным в тело, выйди к сетке, сыграй коротким кроссом с лета. В другом розыгрыше используй обратный кросс, играй чаще по линии...
Француженка Северин Бремонд раскрылась в 27 лет. Как вы думаете, это исключение или нет?
-Думаю, таких примеров будет больше. Среди девочек уже не заметно 16-летних вундеркиндов, каким была Мартина Хингис. А парни, те вообще раскрываются лишь годам к 24-25, не раньше.
Беккер выиграл Уимблдон в 17 лет!
-Эти времена прошли. Теннисисты теперь гораздо более мощные, чем раньше.
Каковы ваши сегодняшние приоритеты?
-Скорее всего я перефокусирую себя на работу с юниорами. И стану меньше работать в Туре.
Роддик сказал, что вы помогли ему и как учитель по жизни тоже...
-Да, для Роддика я был как бы вторым отцом, хотя его собственные родители прекрасные люди. Требовалось немного раздвинуть горизонты, потому что Энди стопроцентный американец, а они часто дальше своего носа не видят. Если играешь на местном уровне, это проходит, но на мировом — нет. Там требуется глобальное мышление.
Я видела парнишку, который выглядит, как копия Федерера...
-Болгарин Димитров. Он очень хорош. Но ему никогда не вырасти в Федерера. К сожалению. Знаете, когда в Туре только появился Николас Кифер, он все делал точно как Агасси, абсолютно все. Однако, прошло время и он стал самим собой, Кифером. То же самое случится и с Димитровым. Любая копия хуже оригинала, поэтому всем и каждому надо искать что-то свое.
Наталья Быканова
Содержание:
«Русский царь» приветствует победу россиянок
Комментарий результатов четвертьфинального матча Кубка Федерации Сербия-Россия 4
Хотим вернуть должок
Интервью капитана команды России перед поединком Кубка Дэвиса со сборной Индии 8
Большие гонки «Большого шлема»
Итоги Открытого чемпионата Австралии 15
Напутствие в чемпионы
Вручение грантов стипендиатам Фонда Б.Н. Ельцина 26
Я снова в теннисном мире
Беседа с двукратным победителем турниров «Большого шлема» Евгением Кафельниковым 31
Новые герои в Зале славы
Рассказ о чествовании новых персон Российского зала теннисной славы 34
Тренер и консьерж — профессии разные
Интервью с Тариком Бенабилем — первым наставником Энди Роддика 36