Сложные реакции.
Остановимся на двух случаях сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции с выбором.
Наиболее типичные случаи реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах, играх с мячом. Рассмотрим, например, действия вратаря при ударе по воротам. Вратарь должен: 1) увидеть мяч, 2) оценить направление и скорость его полета, 3) выбрать план действий, 4) начать его осуществлять. Из этих четырех элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. Быстрота реакции на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 сек. Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент - фиксацию движущегося предмета глазами. Фиксация включает приспособительные изменения двух типов: глазодвигательные (их называют еще офтальмокинетическими) и диоптрические. Так, по данным ряда авторов, при появлении предмета в периферической зоне зрения затраченное время распределяется следующим образом: офтальмокинетические приспособления: скрытый период фиксационного движения глаз-0,175-0,185 сек.; само движение и конвергенция глаз-0,03-0,10 сек.; диоптрические приспособления (здесь основное значение имеет аккомодация глаз)-0,2-0,6 сек. На собственно сенсорную фазу уходит относительно немного времени-около 0,05 сек. Таким образом, в реакции на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Эта способность тренируема; именно ее развитию и надо уделять на занятиях особое внимание. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировочные требования повышаются за счет увеличения скорости, большей внезапности появления объекта, сокращения дистанции. Очень полезны подвижные игры с малым (теннисным) мячом. В тех случаях, когда объект (в частности, мяч в игре) уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается. Здесь приобретает большое значение умение предугадывать полет мяча по действиям игрока, производящего удар. Скорость полета мяча в игре может быть настолько высокой, что реакция непосредственно на летящий мяч становится невозможной. Так, у волейболистов высокого класса скорость полета мяча после нападающего удара достигает примерно 30 м/сек, а время полета мяча до земли- 0,10 -0,12 сек. Тем не менее, волейболистам в отдельных случаях удается брать такие мячи. Это происходит благодаря предугадыванию полета мяча. Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты. Лишь в начале следует отвести несколько занятий, специально направленных на развитие точности реакции. При этом надо объяснить ученикам, что действия необходимо выполнять как бы несколько опережая движущийся объект.