по моему интересная статья
Неигровым видам спорта грозит закат — рекорды заканчиваются
« Возможности нового тела были ограниченны — правда, ему удалось значительно превысить свой прежний рекорд, но предел все-таки существовал, и чтобы его превзойти, нужны были
огромные усилия.
Ричард Бах
Чайка по имени Дж. Ливингстон »
На прошлых Панамериканских играх в Бразилии с известным канадским спринтером Тайлером Кристофером произошла неприятная история. Находящемуся в прекрасной форме спортсмену предстояло выступить на его излюбленной дистанции 400 м. Когда прозвучал выстрел сигнального пистолета, Кристофер было взял старт, но потом зачем-то остановился. Спустя какое-то мгновение спортсмен снова бросился вперед. Чудом Кристоферу удалось финишировать вторым.
Со стадиона спортсмен уходил, не пытаясь скрыть злость. Только на пресс-конференции журналистам удалось узнать причину странной остановки бегуна. Находящийся на дальней дорожке спринтер не услышал выстрела и подумал, что произошел фальстарт. Спортсмен был абсолютно уверен: если бы не история со стартовым пистолетом, золото было бы у него в кармане.
Когда тренирующийся на базе Университета Альберты спортсмен познакомился с исследованием местного нейрофизиолога Дэвида Коллинза и его коллег*, он был немало удивлен. Согласно данным ученого, даже если бы стартовавший с последней дорожки Кристофер и услышал сигнал, его положение все равно осталось бы весьма невыгодным.
ВАЖНАЯ МЕЛОЧЬ
Изучая статистику спринтерских забегов во время летней Олимпиады в Афинах, Коллинз и его коллеги обнаружили совершенно неожиданный факт. Оказалось, что скорость реакции атлетов на выстрел стартового пистолета зависела от расстояния до судьи, подающего сигнал. Спринтер, ожидающий команды на первой дорожке, имел хорошие шансы оторваться от своих соперников еще на старте. Такое поведение спортсменов напомнило Коллинзу классический эксперимент, в котором подопытных заставляют выполнять задания под звуковые команды. Расторопность участников таких опытов обычно возрастает с увеличением громкости подаваемого им сигнала. Эти хорошо известные ученым наблюдения помогли объяснить, почему расстояние до судьи имеет для спринтеров заметное значение. «Мы спланировали свой эксперимент так, что в нем можно было менять уровень звукового стимула, — рассказывает Брайан Мараж, соавтор Коллинза. — Нам было очень интересно проверить, может ли повлиять громкость команды на такое сложное действие, как спринтерский старт».
Для своих экспериментов Коллинз и его коллеги собрали целую команду добровольцев, которым предстояло попробовать свои силы в беге. Участники эксперимента принимали спринтерскую стойку, используя специальные колодки, в которые были вмонтированы измеряющие усилие мышц датчики. По команде исследователей добровольцы должны были взять как можно более быстрый старт. Пистолета у Коллинза под рукой не оказалось, вместо этого ученые проигрывали запись выстрела через динамик, варьируя громкость. От своих подопытных Коллинз много не требовал. Уже через каких-нибудь десять метров участник эксперимента мог остановиться и отправиться отдыхать, чтобы быть готовым к следующему старту. Ученых интересовала не скорость бега подопытных, а только их реакция на выстрел. Когда очередной бегун срывался с места, приборы регистрировали активность мышц и фиксировали точное время, прошедшее с момента подачи команды. Громкость стартового сигнала влияла на реакцию испытуемых точно так же, как это происходило с участниками настоящих соревнований, находящимися на разных дорожках, а значит — на разном расстоянии от стартового пистолета. Чем громче звучал выстрел, тем сильнее возбуждалась нервная система бегуна, позволяя ему раньше сорваться с места.
Ученые прикрепляли к головам добровольцев специальные датчики, которые следили за активностью мышц, управляющих веками. Коллинз и его коллеги обратили внимание на то, что в ряде случаев их подопытные успевали непроизвольно моргнуть еще до того, как переставал звучать сигнал. Каждый раз, когда это происходило, бегунам удавалось стартовать значительно быстрее. «Мы считаем, что в таких ситуациях информация о сигнале поступала непосредственно к мышцам подопытных, минуя сложную обработку в головном мозге. Это приводило к значительному улучшению реакции», — комментирует Мараж. Вероятность возникновения такого поведения чаще всего также зависела от громкости сигнала.
Разница во времени реакции участников эксперимента, стартовавших по самому тихому и самому громкому сигналам, примерно соответствовала картине, которую ученые наблюдали в случае настоящих соревнований. Атлет, находящийся ближе всех к судье в момент выстрела, в среднем выигрывал на старте около 20 мс. За такое время едва успевает сработать современная подушка безопасности, и это считается неплохим инженерным достижением. Ничтожно малый выигрыш? Это как посмотреть. На той же Олимпиаде в Афинах золото, серебро и бронзу на стометровке часто разделяли не более 10 мс. «Разумеется, преимущество, которое получал атлет, стартующий с первой дорожки, не всегда приводило его к победе, — говорит Мараж. — Но в тех условиях, когда силы соперников оказываются примерно равны, такой перевес может стать решающим».
ПРЕДЕЛ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Все идет к тому, что миллисекунды, которые дарят удачливым спринтерам такие мелочи, как «правильная» дорожка, будут со временем иметь все большее и большее значение. Понять, почему это неизбежно произойдет, позволяет работа Алана Невилла из Университета Вулверхэмптона**. Невилл и его коллеги изучали статистику мировых рекордов, установленных пловцами мужского и женского пола с 1957 г. Согласно наблюдениям Невилла, период с 60-х по 70-е гг. прошлого века можно смело назвать золотой эрой плавания: за этот отрезок времени человечество значительно улучшило свои результаты. А вот в настоящее время ситуация у пловцов складывается невеселая. Как у мужчин, так и у женщин каждый новый мировой рекорд отличается от предыдущего на все меньшее время, грозя превратить современные состязания в унылую гонку за миллисекундами. В таких условиях наблюдения Коллинза и Маража вскоре могут стать актуальнее, чем того хотелось бы самим авторам.
«Эпоха крупных достижений в области рекордов пришлась на период бурного развития специальных диет, совершенствования техники спортсменов и тренерских методик, — объясняет Невилл. — В настоящее время рост показателей замедляется, что свидетельствует о том, что человечество приблизилось к пределу доступных скоростей». В своем анализе ученый не обходит вниманием такой деликатный фактор, как допинг. «За последние десять лет в отношении допинга многое изменилось. Контроль за использованием запрещенных препаратов стал более строгим, что тоже могло негативно отразиться на росте спортивных показателей», — говорит ученый.
Работа Алана Невилла вдохновила сотрудника парижского Института биомедицинских исследований и спортивной эпидемиологии Жоффруа Бертло на собственное исследование***. Бертло решил копать глубоко. Французский ученый и его соавторы подняли обширную статистику по рекордам, установленным в ходе Олимпийских игр за всю историю движения. На основании полученных данных Бертло построил модель, которая предсказывает грядущую стагнацию чуть ли не во всех олимпийских видах спорта. «Предел физических возможностей человечества как вида будет обязательно достигнут в обозримое время», — прогнозирует ученый. По словам Бертло, когда запас новых достижений будет исчерпан, спортивным организациям придется серьезно задуматься о новой идеологии, которая бы не ставила рекорды во главу угла.
«Впрочем, я не думаю, что настанет время, когда у человечества совсем не останется рекордов», — успокаивает Невилл. По его словам, дисциплинам, в которых результаты спортсменов сильно зависят от технических средств, еще долго ничто не будет угрожать.
Биологический прогресс человека, кстати, тоже никто не отменял. «Средний человеческий рост продолжает увеличиваться, и нет никаких оснований считать, что это в ближайшее время прекратится, — говорит Невилл. — А рост дает известные преимущества в спорте». Даже если руководствоваться мрачным сценарием Бертло, все оказывается не так уж плохо. Модель французского ученого предсказывает, что к 2068 г. у человечества еще сохранится в запасе 10% спортивных достижений, которые можно будет превзойти. Так что за Пекин и Сочи можно не беспокоиться.
Антон Степнов
оригинал - http://www.smoney.ru/article.shtml?2008/07/28/5994