Давайте подведем некоторые итоги полемики о необходимости умения мыслить во время теннисного матча, анализировать обстановку на корте.
Вначале повторю, что я разумею под этим термином.
«Умение теннисиста в процессе игры самостоятельно или с помощью кого-то менять, варьировать приемы во всех компонентах игры в зависимости от ситуации в розыгрыше, гейме, сете, матче. Находить и принимать нестандартные, нетривиальные решения для достижения победы».
Бесспорно то, что вполне можно обходиться и без этого качества.
Для результатов и побед достаточно скорости, атлетизма, некоего набора стандартных заученных комбинаций и движений. Всем этим можно овладеть с помощью большого объема тренировок, ОФП и СФП, спецпитания, спецмедицины, множеству других широко известных методов.
В доказательство этому факту существует большое количество фактов и имен.
На форуме уже не раз писали, что, имея возможность создать все выше перечисленные условия, можно довести практически любую девочку, не инвалида, до «сотни», 50-ти, 20-ти, и т.д. до самых высот рейтинга WTA к 16 – 18 годам ребенка.
До какого именно уровня зависит уже от других личных качеств (финансовых, психологических и т.п.). Эти стороны подготовки спортсмена в данном споре оставим в стороне.
Однако неизбежно, рано или поздно, возникает вопрос, а как долго можно двигаться вверх или, по крайней мере, удерживаться на достигнутом уровне. Ведь каждый человеческий организм, как в прочем и любой другой механизм, имеет определенный предел физической (да, и психологической) прочности, вечны только египетские пирамиды, рано или поздно что-то изнашивается, ломается, начинается период травм, нервных срывов и их лечения. В этот период теряется рейтинг, приходится снижать нагрузки, откатываться назад. И подобные случаи возможны не только в борьбе за место в ТОП теннисе, но и на любом другом этапе взросления теннисиста.
Встает задача – как и за счет чего можно вернуться на прежний уровень.
Снова большие объемы нагрузок, бесчисленное количество теннисных корзин, различных спаррингов?
Но в организме уже что-то их не выдержало, а заменять в человеке испорченную деталь на новую наука ещё не научилась. Приходится играть с «не» и с «недо» залеченными травмами. И результаты уже не те, что прежде.
Где же искать новые резервы?
На мой взгляд, это могут быть только мозги.
Ведь, как правило, сужу по сообщениям и рассказам родителей на форуме, голова ребенка или взрослого теннисиста в его подготовке пока не задействованы.
А как развивать мозги? И кто этим займется?
А в теннисе как обстоят с этой проблемой дела?
Как научить, в частности, юного теннисиста менять во время розыгрыша мяча тактику, ритм игры, направление, силу удара, вращение мяча, рвать дистанцию и многим другим приемам весьма полезным при игре в теннис, т.е. всему тому, что некоторые называют технической оснащенностью или способностью соображать на корте, т.е. хорошими теннисными мозгами.
Сомневаюсь, что только «объемы и ОФП» очень помогут.
Может кто-нибудь расскажет, как решается у его ребенка данная загвоздка… и как кто тренирует подобные вещи.
Или проще - одну корзину справа, потом слева, и т.д.?